civilavia (civilavia) wrote,
civilavia
civilavia

Category:

14-15 июня 1919

Состоялся первый беспосадочный перелёт через Атлантический океан.
 Хотя команде Альберта Рида на гидроплане Curtiss NC-4 удалось пересечь Атлантический океан воздушным путём первыми (подробнее...), полноценной победой над океанской стихией это не было. Ведь в пути экипаж US Navy делал промежуточные посадки. Поэтому ряд авиаторов по обе стороны океана готовился к взятию нового рубежа. Стимулом для них был приз британской газеты Daily Mail - 10 000 фунтов стерлингов тому, кто первым пересечёт Атлантический океан из любого пункта Северной Америки в любой пункт Великобритании или Ирландии на любом воздушном судне без посадки менее чем за 72 часа. Обладателем приза  мог быть гражданин любой страны, кроме граждан стран, противников Великобритании в Первой Мировой войне. Также отвергались заявки на участие самолётов, произведённых странами  Германского блока, либо машин,  состоявших в годы войны на вооружении противника.

Первая заявка была подана 15 ноября 1918 – авиастроительной фирмой Whitehead Aircraft Co., Ltd. Она выбрала  для  перелёта самолёт собственной конструкции с четырьмя двигателями Liberty, имевший размах 36,58 м и длиной 19,81 м. Командиром  самолёта был выбран Артур Пейз (Arthur Payze), капитана RAF.

В течение последующих месяцев  появились и другие соискатели -

  • Пилот  Джеймс Вуд  (James C.P. Wood)  и штурман капитан Уайли   (C.C. Wyllie) на самолёте Short  Shamrock  с  двигателем Rolls Royce Eagle – 257 кВт

  • Пилот  Сидни Пиклз  (Sydney Pickles)  и штурман капитан Уэст  (A.G.D. West) на самолёте Fairey IIID  Atlantic  с  двигателем Rolls Royce Eagle VIII – 276 кВт

  • Пилот  Фред Рейнхэм   (Fred P. Raynham)  и штурман капитан Морган  (C.W.F. Morgan) на самолёте Martinsyde Raymor  с  двигателем Rolls Royce Falcon – 202 кВт

  • Шведский пилот  Хуго Сунстедт  (Hugo Sunstedt)  на двухмоторном  самолёте Sunstedt-Hannevig Sunrise

  • Экипаж  Гарри Хокера (Harry G. Hawker)  и Кеннета МакКензи-Грива (Kenneth Mackenzie-Grieve) на самолёте Sopwith Atlantic  с  двигателем Rolls Royce Eagle VIII – 276 кВт

  • Экипаж  вице-адмирала Марка Керра (Mark Kerr), подполковника Стедмена (E.W. Stedman) и норвежского полярного исследователя Тригве Грана (Tryggve Gran) на самолёте Handley Page V-1500   с  четырьмя двигателями Rolls Royce Eagle VIII – 276 кВт

  • Пилот К.С. Сэвори  (K.S. Savory) ,  штурман Дж. Р. Вулнер (J.R. Woolner) и наблюдатель А.Л. Ховарт (A.L. Howarth) на самолёте Bolton-Paul P-8 с двумя двигателями Napier Lion  по 331 кВт

  • Пилот  Дж.А. Петерс  (J.A. Peters)  и штурман капитан Кёртисс  (W.R. Curtis) на самолёте Alliance Aeroplane Seabird  с двумя двигателями Napier Lion  по 331 кВт

Наконец, в начале мая 1919 в королевский аэроклуб подали заявку пилот Джон Элкок (John William Alcock) и штурман Артур Уиттен-Браун (Arthur Whitten-Brown)  на   самолёте Vickers Vimy  с двумя двигателями Rolls Royce Eagle VIII по 260 кВт, специально доработанном для перелёта. Именно им выпала удача.

Элкок (справа) и Уиттен-Браун

Британские соискатели приза решили стартовать из Ньюфаундленда, но не из Трепассу Бей, как экипажи US Navy, а из Сент-Джонса. Элкок и Уиттен-Браун, вместе с несколькими помощниками, отбыли из Великобритании в Новый Свет 4 мая 1919 на борту океанского лайнера Mauretania. А 26 мая грузовое судно Glenevon доставило в Сент-Джонс их самолёт в разобранном виде. 8 июня Vickers Vimy был собран, на следующий день экипаж начал испытательные полёты с аэродрома Лестер Филдс. 13 июня, загрузив самолёт необходимым для перелёта оборудованием и закачав в баки 3200 литров бензина, экипаж начал окончательные приготовления.
  Дождавшись благоприятной погоды, Элкок и Уиттен-Браун стартовали 14 июня в 13.28 по местному времени. Тяжёло гружёная машина с трудом оторвалась от полосы, набрала высоту 1800 метров и устремилась в восточном направлении.

Вылет из Сент-Джонса

  Спустя час после взлёта погода начала портиться. К тому же вышла из строя бортовая радиостанция, поэтому связи с экипажем Vickers Vimy не было до посадки. Большая часть дальнейшего полёта проходила в плотной облачности, практически с нулевой видимостью. Лишь три раза раз небо прояснялось, что позволило Уиттен-Брауну по Луне, Полярной звезде и Веге, затем по  Солнцу уточнить курс. На машину обрушивались снежные заряды, вызывая обледенение. Элкок с трудом удерживал управление. Один раз самолёт опустился примерно до 15 метров и только чудом машина не погрузилась в пучину океана. Уиттен-Брауну несколько раз пришлось выполнить опасную прогулку по крылу, чтобы ножом соскоблить лёд с двигателей. Вдобавок ко всему обледенел и руль. Лишь после того, как Элкок снизился до 1000 метров, лёд растаял и и пилот вновь полностью овладел управлением. К счастью для экипажа дул попутный ветер, увеличивший путевую скорость до 190 км/час.
  Утром 15 июля в 8.25 по Гринвичу Элкок и Уиттен-Браун увидели землю - западное побережье Ирландии возле посёлка Клифден. Выбрав удобную по виду площадку - зелёных луг, экипаж произвёл посадку. Однако случился конфуз - луг на самом деле оказался мягкой болотистой почвой. Самолёт проехал несколько метров, а затем уткнулся носом в землю. Машина получила незначительные повреждения, но экипаж, благодаря привязным ремням, не пострадал. Путешествие закончилось в 8.40 утра. После приземления в баках самолёта оставалась ещё треть запасов топлива.

После посадки в Ирландии

 Несмотря на все проблемы, Элкок и Уиттен-Браун достигли цели. Они впервые без посадки пересекли Атлантический океан, преодолев за 16 часов 12 минут 3168 километров. По сравнению с экипажем Альберта Рида это было серьёзное достижение. Если американцам для перелёта из Нового Света в Старый понадобилось значительно больше времени, чем океанским лайнерам, то Vickers Vimy преодолел океан почти в 4 раза быстрее, чем обладатель Голубой ленты Атлантики - лайнер Mauretania (на котором, кстати, экипаж рекордного рейса добирался до Америки).
  Как говорится, "награда нашла героев". Элкок и Уиттен-Браун стали обладателями приза газеты Daily Mail. Кроме этих 10 000 фунтов им вручили ещё 2000 от компании Ardath Tobacco Co. и 1000 от некоего мистера Лоуренса Р. Филлипса. Пилоты получили и моральное удовлетворение - король Георг V посвятил их в рыцари Британской империи.

Vickers Vimy, впервые преодолевший Атлантику в беспосадочном перелёте

Tags: Перелёты, Профили самолётов, Рекорды, Сто лет назад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments