civilavia (civilavia) wrote,
civilavia
civilavia

Поиск средств

Люди начали задумываться о воздушных путешествиях в глубокой древности – когда ещё носили шкуры, а самым продвинутым технологическим устройством был каменный топор. Об этом свидетельствуют самые древние мифы, предания и первые письменные источники.
  Но люди не только мечтали, но искали способы перемещения по воздуху. Некоторые из них по сей день выглядят фантастическими, другие полуфантастическими, третьи реальны, но ещё не реализованы, и, наконец, те которыми мы уже пользуемся.



  1. Из фантастических способов, т.е. невозможных при нынешнем уровне знаний , можно отметить использование возможных скрытых резервов человеческого организма (левитация), а также применение магических технологий.
  Левитацию люди пытались использовать с глубокой древности. Её практикуют и до сих пор – йоги, шаманы примитивных, по нашим понятиям, племён, а также адепты мистических учений. Правда, нет доказательств её успешного применения. То, что показывают различные видеоролики, скорее напоминает фокусы в духе Дэвида Копперфильда.
  Из мифов и сказок известен широкой набор магических средств — типа ковра-самолёта или ступы Бабы-яги, но и это лишь из области фантазий.

Ковер-самолёт - фрагмент палехской росписи

  В ту же категорию можно отнести и фантастических животных — таких как Конёк-горбунок или Змей Горыныч. Может быть, генетики когда-нибудь выведут подобных существ, а пока они за гранью реальности.
  Ещё один способ, остающийся фантастическим, это антигравитация. Данная тема стала привлекать исследователей после открытия Ньютоном в 1666  Закона всемирного тяготения.  С тех пор начался поиск  средств, компенсирующих земную силу притяжения. К примеру, в романе Герберта Уэльса «Первые люди на Луне» главный герой открыл вещество кейворит, способное при остывании до 60° по Фаренгейту экранировать силу земного тяготения.

2. Полуфантастические способы основаны на очевидных явлениях природы, которые, тем не менее, для полёта человека использовать невозможно.
  Оседлав лошадей и других тягловых животных, древние люди пытались использовать для полёта и птиц. В древнем шумерском мифе царю города Киша Этане удалось подняться в небо на орле.



Полёт Этаны на орле (фрагмент оттиска на глине с цилиндрической печати)

 Но это возможно только в мифах. Ни одна, даже самая могучая птица, не способна поднять в воздух и ребёнка — быть может, только новорождённого младенца.
  А почему бы не запрячь множество птиц, чтобы они понесли взрослого человека? Делались и такие попытки. В мифах получалось. Например, Александру Македонскому приписывается полёт в клетке, запряжённой орлами или грифами. Но на практике заставить согласованно лететь огромную стаю птиц в нужном направлении невозможно.

3. Теперь о возможных, но ещё не реализованных способах. Речь идёт о махолётах или орнитоптёрах – т.е. об аппаратах с машущими крыльями. Идею таких аппаратов подсказала природа – перед глазами каждого из нас летающие птицы и насекомые, а также летучие мыши.
  Многие помнят такой эпизод из «Ивана Васильевича….»


  Это, конечно, всего лишь гайдаевский прикол, но попытки летать на машущих крыльях начались весьма давно. Достаточно вспомнить миф о Дедале и его сыне Икаре. У мифологического Икара нашлись реальные последователи.
  В хрониках английского монастыря Малмсбери за 1060 год упоминается монах Оливье, соорудивший крылья из птичьих перьев, и бросившийся с ними с высокой башни. Лавров Икара он не сыскал. Вместо полёта Оливье упал на землю, сломав обе ноги.
  В 1178 некий сарацин из Константинополя повторил опыт на матерчатых крыльях с каркасом из ивовых прутьев. Его прыжок с башни закончился более трагически - этот последователь Икара разбился насмерть.
  Упоминавшийся в гайдаевском фильме «один такой» вроде бы существовал в действительности. Согласно преданию был некий «смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп». Якобы он соорудил деревянные крылья, на которых летал в Александровской слободе. На бочку с порохом его не сажали, но он тоже кончил плохо. Изобретателю отрубили голову, а его аппарат сожгли.
  Более осторожные авиаторы древности и средневековья ограничивались летающими моделями. Согласно записям античных историков живший в V – IV веке н.э. учёный и механик Архит Тарентский построил деревянную модель летательного аппарата, напоминающую голубя. Он имел машущие крылья, приводимые в движение каким-то механизмом. Якобы эта модель успешно летала. Немецкие источники говорят об Иоганне Мюллере, жившем в XV веке, который соорудил железную муху и железного орла.
   В списке изобретателей машущих крыльев XV – XVIII веков можно встретить ещё ряд имён. Например, имя гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Из прилагаемого рисунка видно, что его аппарат должен был приводиться в движение мускульной силой пилота.


  Данным проектом да Винчи не ограничился, сделав ещё два варианта, последний из которых имел кабину.
   Имя Леонардо да Винчи ещё не раз будет встречаться в этом повествовании. Как и других исследователей, среди прочего приложивших руку к разработке махолётов. Некоторые из созданных ими конструкций даже летали. Совсем немного.
   На сегодняшний день рекорд принадлежит орнитоптёру Snowbird, созданному Аэрокосмическим институтом Торонтского университета (UTIAS) . 2 августа 2010 канадец Тодд Рейхерт (Todd Reichert), используя только собственные мускулы, пролетел на нём 145 метров, продержавшись в воздухе 19,5 секунд . (Правда, для взлёта Snowbird буксировался автомобилем). Однако орнитоптёров, пригодных для применения в воздушном транспорте не создано по сей день.

  А пока остаются лишь три варианта. Это аппараты с неподвижным крылом и винтовой или реактивной тягой, аппараты с несущим винтом и управляемые аэростаты. История развития каждого из этих вариантов будет рассмотрена отдельно:

1. Аэростаты
2. Самолёты
3. Вертолёты


Tags: Поиск средств
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments